Аренда авто в Турции: цены, наш опыт и отзывы

1

Привет, дорогие читатели нашего блога, мы начинаем цикл статей про самостоятельный отдых в Турции. В этой статье вы узнаете, как поехать в Турцию на машине. Расскажем про аренду авто в Турции, рассмотрим цены на аренду, особенности проката, виды страховок, правила и штрафы, а также все тонкости и нюансы, чтобы вы знали к чему готовиться и чего ожидать. Вы узнаете, как сориентироваться и не допустить ошибок в процессе выбора, бронирования и возврата авто. Также поделимся своим личным опытом и отзывами и расскажем, как мы самостоятельно арендовали машину в Турции и что из этого вышло.

Надеюсь после прочтения статьи у вас уже не возникнет вопросов как арендовать авто в Анталье, Алании, Стамбуле, Кемере, Сиде, Мармарисе, Бодруме и других популярных курортах Турции.

Ну что, поехали?

В статье буду использовать следующий курс валют: 1 турецкая лира TRY равна ~ 10 руб. 

Вообще, в 2020 году из-за нестабильной лиры, путешествовать по Турции можно было очень экономично. Помню, когда мы первый раз отдыхали в Стамбуле в далеком 2015 году, 1 TRY равнялась аж 30-и рублям, и все казалось таким дорогим. Сегодня же отдыхать в Турции стало гораздо приятнее.

Рекомендую почитать: Где лучше отдыхать в Турции: ТОП-12 популярных курортов, описание и сравнение

4 причины арендовать машину в Турции

Еще несколько лет назад идея взять в аренду машину, да еще и в чужой стране казалась пугающей, теперь же для нас — это один из лучших способов за короткий период изучить все уголки страны, даже самые отдаленные и труднодоступные и получить максимум удовольствия от отдыха. Так почему же вам стоит взять в аренду машину в Турции?

1. Экономия времени

Вам не нужно подстраиваться под расписание автобусов или экскурсий, пытаться договориться о трансфере на месте и т.п. Вы сами решаете куда ехать, сколько проводить там времени, а часть достопримечательностей можно посещать просто по пути. Согласитесь, в условиях короткого отдыха – это неоспоримый плюс.

2. Экономия бюджета

Вы удивитесь, но брать машину в аренду это не так и дорого, как может показаться на первый взгляд, даже если вы путешествуете вдвоем. Главное знать, как и где можно выгодно взять авто на прокат (но об этом позже). А если вы путешествуете небольшой компанией из 3-х, 4-х человек — аренда авто становится уже суперэкономичной. Только посчитайте сколько денег вам пришлось бы потратить на скучные утомительные групповые экскурсии и сравните результат.

3. Комфорт и свобода перемещения

Вы сами себе хозяин, вы больше не привязаны к конкретному месту проживания, конкретному отелю. Вы мобильны, ваш чемодан бороздит просторы страны вместе с вами в багажнике авто и можно по несколько дней останавливаться в любом понравившемся месте.

4. Расширение горизонтов

На машине вы сможете увидеть гораздо больше того, что видят обычные пакетные туристы, приезжающие в Турцию в отель у моря. Вы прокатитесь по завораживающим серпантинам, поднимитесь в горы, будете купаться на лучших уединенных пляжах. Главное только правильно выбрать класс авто.

1

Только с помощью машины вы сможете добраться до таких потрясающих красот. На фото горное плато над Узунголем.

Где лучше и дешевле прокат авто в Турции

Существует несколько способов самостоятельно арендовать авто в Турции, расскажу кратко обо всех:

1. В аэропорте по прилету

В зоне прилета расположены стойки международных прокатных контор типа Hertz, Avis и т.п., можно направляться прямиком туда. Из минусов такого способа – это ограниченный набор автомобилей по наличию, а также довольно высокие цены проката.

2. На ж/д вокзалах

Машину в прокат можно взять на вокзалах популярных городов, таких как Стамбул, Измир, Анкара, Мерсин и т.п. , здесь тоже работают офисы прокатных контор, но минусы всё те же — скудный выбор по наличию и завышенные цены. Да и потом вряд ли вы начнете свое знакомство с Турцией с ж/д вокзала, большинство туристов из России прибывают в Турцию всё-таки на самолете.

3. В местных прокатных конторах непосредственно в городе

В популярных туристических городках также есть офисы локальных арендных контор, цены у них как правило ниже, чем у международных прокатчиков, но в этом случае существуют большие риски нарваться на сомнительную фирму с невнятными и непрозрачными условиями аренды или плохими машинами. В этом случае руководствоваться отзывами и арендовать авто по принципу «доверяй, но проверяй», иначе велика вероятность переплатить по итогу.

4. В отеле

При крупных сетевых отелях возможна услуга аренды авто, скорее всего у отеля заключен договор с одной из прокатных контор, но в этом случае минусы те же – выбор машин ограничен, цены не дешевые.

5. Бронирование машины онлайн заранее

Это самый лучший, удобный и дешевый способ аренды машины. Вы можете выбрать машину еще дома до поездки, не вставая с дивана при минимальных затратах времени и денег. Можете искать авто на проверенных онлайн агрегаторах международных прокатных контор типа RentalcarsEconomybookings и AutoEurope. Они ищут машины среди множества прокатных контор и сравнивают цены, так что выбрать подходящий именно вам вариант не составит труда.

Но мы чаще пользуемся агрегаторами локальных прокатных контор. Здесь наш бесспорный лидер — сервис Myrentacar.com.  Отличный выбор машин, более выгодные цены даже в разгар туристического сезона, комфортные условия аренды. Одно из главных преимуществ сайта том, что здесь вы можете забронировать конкретный автомобиль, а не класс авто, как в других агрегаторах.

Лично мы всегда пользуемся сервисом Myrentacar  — это надежный агрегатор локальных автопрокатчиков с очень выгодными ценами на аренду. Если вы до сих пор боитесь брать авто в аренду, прочитайте про наш опыт аренды машины в Крыму и отзывы →

Машину для путешествия по Турции, мы брали именно на этом сервисе. Ребята относительно недавно начали разиваить направление Турции, но уже сейчас вы сможете увидеть довольно большое количество предложений на их сайте именно по Турции, причем радует то, что машины новые и в очень хорошем состоянии. При этом ребята сотрудничают только с надежными и проверенными локальными Турецкими конторами, а стоимость проката не может не радовать, цены на недельную аренду авто  в несезон стартуют всего от 7-8€/сутки.

1

Наша машинка на месяц всего за 13 € в сутки

Аренда авто в Турции цены

Сколько стоит аренда машины в Турции? Стоимость аренды авто в Турции зависит от класса и типа автомобиля, сезона, срока аренды и места бронирования. Рассмотрим сколько в среднем стоит арендовать авто в Турции на короткий срок:

  • Компактные авто ~ 13 -20 €/день (типа Volkswgen Polo, Renault Symbol);
  • Средний класс ~ 20-30 €/сутки (типа Renault Clio, Volkswgen Jetta);
  • Кроссоверы ~ 35 -65 €/сутки (типа Dacia Duster, Nissan Qashqai);
  • Машины класса люкс типа Mercedes-Benz – от 105 €/сутки;
  • Минивэны для большой компании – от 30 €/сутки.

Особенности: В разгар туристического сезона, цены на аренду авто могут подниматься до 30%.

Важно: Чем на более длительный срок вы арендуете машину, тем дешевле стоимость в сутки. Так, арендовать машину на неделю иногда бывает даже выгоднее, чем на пару дней, а при долгосрочной аренде, например, на месяц, можно вообще неплохо сэкономить. В среднем, при краткосрочной аренде в разгар сезона ориентируйтесь на ценник 20-30 €/сутки.

Личный опыт: Мы ездили в Турцию в конце октября и арендовали авто среднего класса. За 25 дней аренды всего заплатили 325€ (~ 30 000 руб.). При этом 15% от этой суммы мы платили авансом, еще находясь в России, остальное уже на месте при получении авто. Таким образом стоимость проката авто составила всего 13€ в сутки, это весьма выгодно.

Где дешевле: дешевле всего можно взять машину в прокат в аэропорте Антальи, чуть дороже обойдется аренда машина в Стамбуле.

Важно: Если вы планируете, к примеру, взять машину в Анталье, а вернуть в Стамбуле – это будет стоит дополнительных денег (~ 200 €). Лучше, когда место получения и возврата машины совпадает. Если планируете брать авто онлайн на популярных курортах типа Сиде, Кемера, Белека и т.п., предварительно уточните у менеджера сколько будет стоить доставка машины на курорт.

Личный опыт: Изначально, планируя маршрут по Турции, мы хотели прилететь в аэропорт Даламана и взять авто там, но доставка машины в Даламан обошлась бы нам дополнительно в 200 €, поэтому решено было не переплачивать. Маршрут путешествия был немного скорректирован, и в итоге в качестве опорной точки для взятия и возврата авто стал Стамбул.

Что включено в стоимость аренды: как правило, в стоимость аренды уже включена базовая страховка, и безлимитный пробег по территории страны. За дополнительную плату можно оформить расширенную страховку, покрывающую все расходы, а также опцию «второго водителя», «детское кресло», «навигатор» и т.п.

Что не включено в стоимость аренды:  за топливо, парковки, проезд по платным трассам  и штрафы  платить придется уже вам.

1

Бороздим просторы горных дорог возле Трабзона — по пути в местечко Дузкой

Размер депозита

Когда вы арендуете авто, то помимо платы за аренду, как правило, необходимо еще оставить и депозит — это своеобразная гарантия прокатчика на случай, если с машиной что-то случится. Некоторые машины можно взять в прокат без депозита, но чаще всего депозит всё-таки требуется

Информацию о наличии и размере депозита вы можете увидеть сразу перед бронированием. Например, на сервисе Myrentacar  в карточке машины, которую вы выбрали, сразу же можно посмотреть необходимость и конкретный размер депозита, это очень удобно.

Размер депозита начинается от 100 €, но может доходить и до 500€ и больше в зависимости от класса авто. В среднем, приготовьтесь отдать депозит в размере 200 €.

Правила: Сумма депозита блокируется на вашей банковской карте (часто требуется только кредитная карта, обычная дебетовая не подойдет), также возможны варианты, при котором депозит оставляете наличкой. Сумма депозита возвращается вам после возврата авто, если все прошло гладко. Если есть какие-то повреждения и т.п. вы рискуете суммой этого депозита, частично или полностью.

Нюансы: Депозит вносится именно той картой, которая указана в карточке конкретного авто (если указана кредитная, то дебетовую не примут). В любом случае всегда можно рассмотреть варианты авто без депозита (просто укажите в фильтре данную опцию).

Личный опыт: Сумма в размере 200 € была заблокирована на нашей банковской карте в качестве депозита. По правилам проката, сумма депозита вернулась на карту в течении 21 дня после возврата авто. Прокатчик за это время проверял машину на предмет повреждений, штрафы, а также проезд по платным трассам. В итоге: из 200 € обратно нам вернулось только 140€. Детализированный отчет, мы, конечно, не просили, но в основном списанные 60 € — это расходы на платные трассы, поскольку мы частенько пользовались автобанами.

Важно: никогда не оставляйте в залог оригиналы своих паспортов и т.п., в нормальной прокатной конторе это недопустимо.

Страховка при аренде авто в Турции

Как правило, в стоимость аренды машины в Турции уже включена базовая страховка, это что-то типа нашего ОСАГО, но надо понимать, что такой тип страховки не покрывает повреждения днища, лобового стекла, зеркал, шин. В случае каких-то повреждений, аварий, вы рискуете только суммой внесенного депозита. Размер страховки может быть выше в случае если вы еще слишком молоды (до 24 лет). Еще существует опция расширенной страховки, которая покрывает практически все риски и сводит к минимуму потерю депозита.

Совет: Если вы уверены в себе и ездите аккуратно, то нет смысла оформлять расширенную страховку, но если опыта вождения недостаточно, лучше переплатить и оформить полную страховку, которая покроет всё.

Личный опыт: нам предлагали расширенную страховку за 10 € в день, но мы отказались, так как пользуемся только базовой.

Завораживающий вид на каньон Шахинкая. Чтобы сюда добраться пришлось переправляться на пароме вместе с машиной, затем ехать еще 5 км по пыльной грунтовке и около часа ползти по скалам наверх пешком.

Требования к водителю

Рассмотрим, какие документы для аренды авто в Турции вам потребуются. Никаких особых требований к аренде машины в Турции не предъявляется, всё как обычно, вам понадобятся:

  • водительские права (можно обычные национальные водительские права, где ФИО дублируется на латинице. Нужны ли международные права в Турции? Нет, международные водительские права не требуются. Однако вы их можете предъявить в дополнение к основным, как сделали мы, но это вовсе необязательно);
  • загранпаспорт;
  • банковская карта для блокировки депозита (как правило требуют кредитную);
  • ваучер о бронировании авто, если вы  бронировали онлайн;
  • перевод прав на турецкий язык (для тех, кто планирует задержаться в стране на срок более 6 месяцев).

Важно: Существуют определённые требования к возрасту (не моложе 22 лет) и стажу водителя (стаж не менее 2 лет).

Рекомендация: Отели чаще всего ищем на Букинге, а для сравнения цен пользуемся сервисом РумГуру

Какую машину лучше арендовать?

Здесь все зависит от ваших планов, если планируете ездить немного, например, покататься по популярным туристическим городкам поблизости, будет достаточно обычной малолитражки. Если при этом хотите еще смотаться к красивым каньонам, водопадам или доехать до смотровых площадок в Каппадокии –возьмите обычный седан. Ну а если планируете поездку в горные регионы, например, на северо-восток Турции в район Карадениз — идеальным вариантом будет арендовать внедорожник ну или на крайний случай седан помощнее с высокой подвеской, иначе до всех красивых горных плато просто не доберетесь.

1

Едем по горным дорогам к крепости Кали-и-Бала в Караденизе

Для поездки по серпантинам авто лучше взять помощнее, оптимально будет с двигателем 1,6. Автомат или механика? Тут решать вам, хорошая машинуа с АКП всегда будет стоить дороже. При этом,  машина с механической коробкой передач ведет себя лучше на горках и серпантинах даже если она с небольшим объемом движка.

Важно: Пользуясь сервисом Myrentacar, вы бронируйте конкретное авто, а не просто класс автомобиля. Однако, иногда может возникнуть ситуация, при которой прокатная контора не может предоставить выбранное вами авто по объективным причинам (например машина попала в ДТП и еще находится на ремонте). В таком случае компания предоставит вам автомобиль сопоставимый с тем, что выбрали вы, или даже классом выше. Это политика компании. По всем возникающим вопросам, всегда можно сразу связаться с менеджером.

Личный опыт: Изначально мы бронировали Renault Clio с МКП, однако по прилету в Турцию, этой машины по каким-то причинам не оказалось (возможна была неисправна) и нам предложили взамен Dacia Logan с МКП.

1

Забрались на высоту около 2 000 метров на плато Гито, в середине ноября здесь уже снег.

Процедура оформления и возврата авто в Турции

Бронируя авто на сервисе Myrentacar, вы вносите аванс в размере 15-20% от стоимости аренды, а оставшуюся часть оплачиваете  уже на месте при получении машины любым удобным способом. На электронную почту, указанную в бронировании придет ваучер о бронировании, там будет указана итоговая сумма аренды и размер уже внесенного аванса, а также все детали брони.

Важно: А что делать если вы вдруг решили изменить текущую бронь авто (например, решили арендовать не седан, а кроссовер) или вообще решили отказаться от брони? Тут все зависит от того, на каких условиях вы совершали бронирование. Я рекомендую бронировать авто с бесплатной отменой бронирования. В случае отмены заказа более чем за 24 часа до получения машины, с вас не будет взиматься никакая комиссия, и сумма вернется целиком. Однако иногда по условиям аренды вы можете отменить или изменить бронь без потери аванса не позже, чем за 7 дней до начала аренды. В противном случае при изменении (отмене) брони вы теряете аванс (15%).

Нюансы: Выезд за пределы Турции на арендованных авто запрещен.

По прилету в аэропорт, сотрудник компании встретит вас с табличкой и отвезет в офис компании для оформления и подписания договора. В офисе вам необходимо подписать договор, а также акт приема-передачи транспортного средства. Там должно быть приложение с перечнем текущих дефектов машины (бланк осмотра), то есть все имеющиеся на момент аренды косяки, должны быть документарно зафиксированы. После осмотра авто и подписания документов, происходит оплата и блокировка средств на кредитной карте в качестве депозита.

Вам отдают ваш дубликат договора, квитанцию об оплате и передают ключи от авто. С этого момента автомобиль поступает в ваше пользование на указанный в договоре срок аренды. Машину могут подать и к отелю, но за эти услуги необходимо платить дополнительно. Старайтесь не нарушать сроки аренды, ведь даже за пару часов просрочки с вас могут потребовать дополнительные деньги как за полный день аренды.

Рекомендация: внимательно осматривайте автомобиль на предмет вмятин, сколов, царапин, потертостей в присутствии менеджера. Рекомендую фиксировать все недочеты на фото и видео, поверьте, в случае спорных ситуаций, это сыграет вам на пользу. Сев в машину, попереключайте коробку передач и проверьте исправность тормозов.

Нюансы: в Турции автомобиль принято сдавать почти с пустым баком, соответственно и возвращать машину можно с пустым баком.

Важно: все документы оформляются на английском языке, поэтому желательно, чтобы вы хоть мало-мальски могли на нем изъясняться и спрашивать у менеджера интересующие вопросы, а также просмотреть договор аренды.

Личный опыт: хоть мы с английским и на «ты», но по факту было очень трудно оценить все нюансы и существенные условия договора, поэтому, честно признаемся, что подписывали документы быстро и практически не глядя, полностью доверились фирме.

Возвращать автомобиль необходимо в чистом виде и с тем же количеством бензина, который вы получали в начале. Если авто вам давали с полным баком, то и вернуть его необходимо с полным баком. При возврате авто, менеджер делает визуальный осмотр машины на предмет новых повреждений.

Личный опыт: стандартная мойка машины с чисткой салона внутри, ковриков и багажника обошлась нам ~ в 400 руб.

Чтобы добраться до горного плато Гусев в Караденизе пришлось пересесть на транспорт помощнее, ведь такая дорога нашему простенькому седану не по плечу.

Заправки и цены на бензин

Стоимость бензина в Турции существенно выше, чем в России, за 1 литр бензина марки А-95 приготовьтесь отдать от 6,5 лир за литр, марки А-98 – от 7 лир за литр. Стоимость бензина немного варьируется в зависимости от заправки. Из сетевых заправок  встречаются Shell, BP, Sunpet, Lukoil. 

Рекомендация: если хотите сэкономить на бензине, выбирайте машины на дизельном топливе, стоимость дизеля ~ 6 лир за литр, при этом расход дизеля более экономичный.

Личный опыт: мы брали машину на бензиновом двигателе, за 25 дней активной езды по стране (проехали ~ 5 000 км) потратили на бензин ~ 2200 лир (~ 22 000 руб.). На дизельном двигателе, могли бы сэкономить до 15% от бюджета.

Вообще с заправками в Турции проблем нет, они есть практически на каждом шагу. А на автобанах через каждые пару километров можно встретить специальные съезды на заправки. Причем очень часто – это не просто заправка, а целый комплекс с магазином и кафе, где можно передохнуть с дороги или просто сходить в туалет.

На заправках принимают как наличные, так и банковские карты. Если собираетесь платить наличкой, то лучше в местной валюте.

Чаще всего на заправках работают специальные персонал, заправщики, которые все сделают за вас, так что самостоятельно заправляться нет нужды.

1

По дороге в Каш, так выглядит типичная турецкая дорога всех краях.

Парковки в Турции

В Турции существуют как бесплатные, так и платные парковки, но платные парковки более распространенное явление и встречаются гораздо чаще. Существуют как надземные, так и подземные многоуровненые паркинги, все они обычно отмечаются табличкой «Oto park» с указанием стоимости часа (дня) парковки. Парковки могут быть со шлгабаумом, а бывают и без него (например, просто выделено место возле тротуара).

Платные парковки организованы также рядом практически со всеми популярными достопримечательностями (тут уже не действует правило времени, просто подъехали, заплатили парковщику и пошли исследовать достопримечательности).

Стоимость парковок варьируется от места к месту. Например, за час парковки в центре Орду мы заплатили 2 TRY, за парковку возле Эфеса отдавали 5 TRY, ну а за парковку в центре Гореме в Каппадокии — аж целых 10 TRY.

Бесплатно можно припарковаться возле торговых центров, у некоторых отелей оборудованы частные парковки для гостей. Если в небольших населенных пунктах, например, в районе Карадениза, вы еще сможете найти куда бесплатно поставить машину, то в крупных городах это будет сделать гораздо сложнее.

Наиболее остро проблема парковок стоит в Стамбуле, где городской трафик еще похлеще, чем в Москве. Если планируете отдыхать в Стамбуле, лучше используйте общественный транспорт, а машину оставьте на одном из многочисленных паркингов. Узкие извилистые улочки Стамбула изрядно пощекочут нервы даже самых опытных водителей. Парковки в Стамбуле довольно дорогие – за день можно отдать 7-10 €.

Личный опыт: Всего наши расходы на платные парковки составили 317 TRY ( ~ 3200 руб.). Однако большая из них ушла на платную парковку в Стамбуле. Дело в том, что в Стамбуле мы вообще отказались от использования личного транспорта ввиду трафика и пробок, а машину на 5 дней просто оставили на одном из подземных паркингов за 47 TRY/сутки. И это был еще один из самых дешевых городских паркингов.

1

На узких улочках района Балат в Стамбуле, с парковкой тут совсем тяжко.

Рекомендую почитать: Что посмотреть в Стамбуле — 15 необычных мест для прогулок и фото

Как заплатить за парковку?

Чаще всего, оставляя машину на платном паркинге, вы будете иметь дело с парковщиками. Это такие специальные люди в ярких жилетах с терминалами. Они подходят к машине и фиксируют время, когда вы поставили авто на стоянку. При выезде вы заплатите согласно тарифам, а на парковках перед достопримечательностями оплата происходит сразу.

Также можно самостоятельно оплачивать парковку, например, въезжая на платный подземный паркинг, вы получаете карточку с указанием времени и даты въезда. Когда захотите забрать машину, вам необходимо будет засунуть эту карточку в специальный автомат на улице рядом с паркингом, он автоматом рассчитывает стоимость. После оплаты, вы получите новую карточку, по которой сможете выехать через шлагбаум обратно. На первый взгляд процедура кажется сложной, но на деле все просто и понятно.

Путевки советую искать на Травелата, а также ЛевелТревел и Онлайнтурс — это проверенные и надежные агрегаторы туров, они помогут быстро и просто найти лучшие предложения среди множества туроператоров, читайте наши рекомендации: → 8 простых правил покупки дешевых туров+ промокод

  • AF1000only2 — скидка 1 000 руб. при покупке тура от 60 000 руб.
  • AF500only2 —  скидка 500 руб. при покупке тура от 40 000 руб.
  • AF300only2 —  скидка 300 руб. при покупке тура от 20 000 руб.

ПДД и особенности дорожного движения в Турции

В Турции правостороннее движение, и правила дорожного движения практически такие же как в России, так что трудностей на дорогах возникнуть не должно.

Основные правила дорожного движения в Турции:

  • Ближний свет днем обязателен только в условиях плохой видимости или при проезде тоннеля.
  • Все пассажиры должны быть пристегнуты.
  • Дети ростом менее 1,5 м и весом до 36 кг могут ездить только на заднем сидении. Специальное удерживающее устройство необходимо для пассажиров ростом менее 135 см.
  • Разговаривать по телефону можно только без помощи рук. 
  • Разрешенное количество алкоголя в крови – до 0,5 промилле.

Ездить по Турции очень удобно, знаки логичны и понятны, есть специальные указатели на платные и бесплатные трассы, предупреждающие знаки о тоннелях и т.п.

Вообще в  Турции используются международные знаки на дорогах, но есть нюансы, например:

  • Знак стоп в Турции обозначается словом «dur».
  • На знаках, предупреждающих о подъемах и спусках, не указывается  угол наклона. 
  • Знак «Стоянка запрещена» на белом фоне означает, что стоянка разрешена, но ограничена по времени.
  • Мигающий красный светофор означает, что надо всех пропустить и потом можно ехать.

1

Едем из Анталии в сторону Каппадокии, а впереди дежурит дорожный патруль.

Скоростные ограничения схожи с нашими:

  • езда в населенных пунктах – до 50 км/час;
  • езда за городом – до 90 км/час;
  • езда по четырехполосной трассе – до 110 км/час;
  • езда по автобану – до 120 км/час.

Интересный факт: в Турции скоростные ограничения могут быть установлены отдельно для каждого класса авто (для легковых, грузовых, автобусов). Соответствующие знаки часто можно встретить на специальных балках над трассами. Лично меня поразил знак, про ограничение скорости 82 км/час для легковых авто. 

На дорогах ведется видеофиксация нарушений, камер слежения в Турции очень много. Часто о наличии камеры впереди предупреждают специальные знаки на дорогах, также вдоль трассы на перекладинах над дорогой часто встречаются электронные табло, которые фиксируют текущую скорость авто и требуют снизить скорость при необходимости, очень удобная опция.

А как обстоят дела с дорожным патрулем? До поездки в Турцию я читала инфу о том, что в стране куча дорожного патруля, но по факту за все время нашего путешествия по Турции никто ни разу нас не остановил, да и патрульные машины мы встречали редко. Остановить, конечно, могут, даже если вы ничего не нарушали, но, как правило, туристов останавливают редко, и то просто для проверки документов, проверки «на алкоголь» или во время каких-то операций. А еще полицейские здесь не сидят в засадах как у нас, а дежурят на трассах открыто.

Дорожные знаки логичны и понятны, вы точно не запутаетесь.

Интересные экскурсии советую искать на сервисах Tripster и Sputnik. Там есть как групповые, так и индивидуальные экскурсии, причем все на русском языке.

    Штрафы за нарушение ПДД в Турции

    Штрафы в Турции высокие, так что лучше не нарушайте ПДД:

    • За превышение скорости  —  235 TRY (если вы превысили скоростной режим на 30%), 488 TRY (если превысили скорость на 30-50%) и 1002 TRY  (если превысили скорость более чем на 50%). Если вы превысили скорость всего до 10 км/ч,  штраф не предусмотрен.
    • За проезд на красный свет —  235 TRY.
    • За невключение ближнего света фар, в тех случаях. когда это необходимо — 100 TRY (для тоннелей), 235 TRY (проезд без фар при плохой видимости).
    • За болтовню по телефону без гарнитуры – 108 TRY.
    • За непристегнутый ремень безопасности – 108 TRY.
    • За неправильную перевозку детей – 108 TRY.
    • За не уступку дороги тем, кто имеет приоритет – 235 TRY.
    • За превышение скорости на пешеходном переходе ~ 490 TRY.
    • За езду в состоянии алкогольного опьянения (больше 0,5 промилле в крови) — 1002 TRY.
    • За езду в состоянии наркотического опьянения – 4514 TRY.

    За быструю оплату штрафа (в течение 15 дней) предусмотрена скидка в размере 25%.

    Важно: пользоваться антирадаром в Турции запрещено, за его использование предусмотрен штраф в размере 4514 TRY.

    Рекомендация: В случае, если вы все же нарушили ПДД, не стоит пытаться «договориться» с сотрудником полиции на месте, лучше честно оплатить выписанный штраф.

    1

    Встречные полосы удобно отделены разделительной полосой и  яркими знаками, а указатели удобно предупреждают о приближающихся съездах.

    Вам может быть интересно: Экскурсии в Каппадокии: ТОП-10 лучших с ценами и отзывами

    Дороги в Турции

    Дороги в Турции преимущественно очень хорошие, проблемы с дорожным покрытием возникают только в глубинках, небольших поселках и отдаленных горных регионах. Во всех крупных населенных пунктах и между ними дорожное полотно отличное, автобаны поддерживаются в идеальном состоянии. 

    Темпы и масштабы строительства новых дорог в Турции поражают с первого взгляда. Очевидно, что правительство не скупится на расширение транспортной инфраструктуры, то тут, то там мы видели новые развязки и всевозможные расширения полос, новые тоннели, мосты и т.п. Благодаря такой развитой инфраструктуре, вы сможете добраться до любого уголка Турции, даже самого труднодоступного, главное заранее правильно выбрать подходящий автомобиль.

    Если вас интересует вопрос безопасно ли в Турции путешествовать на машине, я однозначно отвечу да. А все эти истории про агрессивную езду турецких водителей, про то, как они подрезают или выезжают на встречку – это скорее домыслы. Ничего подобного за целый месяц путешествия по Турции мы не заметили, ну или нам так повезло.

    Совет: Однако, в темное время суток, в дождь , туман, снегопад рекомендую ездить с особой осторожностью. Дело в том, что местные часто могут ехать без включенных габаритов, забывают про поворотники или вообще могут остановиться в неожиданном месте.

    Считаю, что в Турции делается все для безопасности водителей на дорогах. Так, многие извилистые трассы и серпантины оборудованы отбойниками с подсветкой, и в темное время суток это помогает лучше видеть направление дороги. На автобанах и трассах между городами встречные полосы также разделены отбойниками. А на тех трассах, где встречные полосы без отбойников, по линии разметки полос  буквально через каждые пару метров дополнительно установлены яркие треугольники.

    1

    На одном из участков серпантина по пути в Каппадокию.

    Мы исколесили Турцию практически вдоль и поперек и об особенностях местных дорог знаем не по наслышке, вот лишь часть из них:

    • Иногда вместо асфальтированных дорог можно встретить брусчатку, например, на узких улочках Стамбула или в Каппадокии.
    • Есть в Турции и бетонные дороги, например, в регионе Карадениза.
    • В горных регионах много грунтовых извилистых дорог, ездить по ним можно, но соблюдайте аккуратность.
    • Есть и откровенно плохие участки дорог (грунтовка с острыми камнями). Например, дорога на плато Хусер в Караденизе.
    • Есть в Турции и откровенно опасные дороги, ехать по которым я не рекомендую. Самой опасной дорогой Турции являются трасса Байбурт — Оф, ее даже называют дорогой смерти (там узко, обрывы и нет отбойников). Также трудности возникают при проезде через горы Эрджиес, а также перевалы Коп и Чамлыбель.
    • В стране огромное количество серпантинов, при этом часто встречаются узкие двухполюсные серпантины (например, дорога на Каньон Тазы или к зеленому Каньону).
    • В Турции огромное количество тоннелей, прорубленных через горные породы, они преимущественно бесплатные и существенно сокращают путь. Но один раз нам встретился и платный тоннель.
    • Пробки в крупных городах (например, в Стамбуле трафик просто адский, даже хуже, чем в Москве).
    • В горных регионах часто можно встретить стада животных на дорогах, например коров и овец.
    • Как правило зимней резиной в Турции не пользуются, поскольку климат теплый. Однако в горных регионах выпадает снег, и здесь уже понадобится и зимняя резина, и цепи противоскольжения.

    1

    На плато Гито в Караденизе, дальше на седане с летней резиной ехать опасно, есть риск застрять, мы разворачиваемся и спускаемся обратно в деревню.

    Личный опыт: Никаких особых трудностей с ездой по турецким дорогам мы не испытали. Однако в середине ноябре практических на всех горных плато Карадениза выше 2 километров выпал снег, и на нашей обычной легковой машинке с летней резиной, мы просто не могли добраться до них. Также несколько раз на горных серпантинах попадали в тотальный туман, где даже с дальним светом фар ничего невозможно был разглядеть на метр вперед. В такие моменты мы снижали скорость до 10 км\час, а один раз просто остановились переждать циклон тумана.

    Платные дороги в Турции

    В Турции очень развита сеть платных дорог. Платными являются автобаны,  мосты через Босфор в Стамбуле, а также некоторые тоннели. Все остальные дороги — бесплатны.  Автобаны или highway обозначаются в Турции буковой «О» с соответствующим номером (на турецком автомагистраль звучит Otoyol). То есть,  указатель на дороге с надписью, к примеру, «О-5» или «О-6», будет означать конкретную платную дорогу.

    На платных дорогах лучше дорожное покрытие, нет трафика и пробок, можно ехать гораздо быстрее (ограничение 120 км/час). То есть они существенно сокращают время в пути между городами, и это их главное преимущество.

    Системы оплаты дорог в Турции

    Для оплаты проезда по платным трассам в Турции предусмотрена специальная система, называется она HGS — система быстрого проезда. В чем суть? HGS — это специальная наклейка-стикер на автомобиль, одна часть которой вешается на лобовое стекло, а другая хранится у водителя. С помощью такого стикера вы спокойно пересекаете пункты  оплаты платных дорог не останавливаясь. При въезде на платный участок, просто выберете полосу, обозначенную HGS. Теперь главное, сбавить скорость до 20 км\час при проезде через этот пост, чтобы система успела распознать ваш стикер и автоматом списала со счета необходимую сумму денег за проезд согласно тарифам. Если систем распознала стикер загорается зеленый свет, если нет — красный.

    Также существует система оплаты OGS  по классическому транспондеру, но она уже  устарелая и пользуются ей редко. Кроме того, за проезд по некоторым тоннелям можно оплатить прямо на месте кассиру. 

    Рекомендация: если будете арендовать авто на сервисе Myrentacar, наклейка HGS уже по умолчанию будет на машине и вам не надо будет ничего предпринимать дополнительно. Каждый раз, когда вы будете проезжать участок платной дороги, система зафиксирует проезд автоматически, и при возврате авто сумма проезда просто вычтется с вашего депозита. Если авто «Без депозита», то при возврате авто менеджер сообщит сумму, которую нужно будет доплатить.

    Важно: если стикера HGS на арендованном авто нет, его можно приобрести на почте за 35 TRY (из них: 5 TRY стоимость самой наклейки, а 30 TRY -попадают уже на счет стикера, с которого будет списываться оплата за проезд). Для регистрации в системе необходимо заполнить специальный бланк.

    Нюансы: а что делать в случае если по платным трассам ездить вы не планировали,  но случайно туда попали и проехали пункт оплаты без стикера? В этом случае, в  течении 15 дней вы должны купить стикер HGS и закинуть на его баланс нужную сумму денег, иначе придет штраф, а он в 11 раз превышает стоимость проезда.

    1

    На одном из пунктов проезда по платной дороге, выезжаем на скоростную трассу до Стамбула.

    Стоимость платных дорог в Турции

    Стоимость проезда по платной трассе в Турции от класса авто и расстояния. 

    Все авто делятся на 6 классов:

    • 1 класс: легковые, пикапы и микроавтобусы.
    • 2 класс: джипы, фургоны, автобусы, грузовики с двумя осями.
    • 3 класс: ТС с прицепами, а также грузовики и автобусы с тремя осями.
    • 4 класс: грузовики с четырьмя и пятью осями.
    • 5 класс: грузовики с пятью осями.
    • 6 класс: мотоциклы.

    Трассы, как я уже говорила обозначены буков «О» и соответствующим номером. Приведу стоимость поездки по ним для обычных легковушек, то есть для первого класса авто:

    • Стамбул -Эдирне (Трасса О-3):  15  TRY  (длина платного участка ~ 210 км).
    • Стамбул- Анкара (Трасса О-4):  30 TRY  (~380 км).
    • Гебзе — Измир (Трасса О-5) (это путь из Стамбула в Измир и здесь выделяется несколько платных участков этой трассы: 39 TRY (Гебзе-Бурса), 137 TRY (Бурса-Измир) (~410 км). Отдельно надо заплатить за мост Осман Гази.
    • Фенертепе — Меджидие (Трасса О-6) (это объездная кольцевая трасса на севере Стамбула) : 56 TRY (~70 км). Дополнительно придется заплатить за проезд через третий Босфорский мост (мост Султана Селима). При этом за проезд по двум автобанам О-7 и О-7 с мостом — 71 TRY.
    • Стамбул — Аэропорт Istanbul (Трасса О-7): 9 TRY. 
    • Анкара- Нигде: 30 TRY.
    • Нигдэ — Адана — Мерсин (Трасса О-21): 17 TRY (~ 160 км).
    • Измир — Алиага — Чандарлы (Трасса О-30): 24 TRY.
    • Измир- Айдын (Трасса О-31): 5 TRY (~ 100 км)
    • Измир- Чемше (Трасса О-32): 5 TRY(~60 км). 
    • Адана-Мерсин (Трасса О-51): 9 TRY(~ 50 км).
    • Адана — Шанлыурфу (Трасса О-52): 19 TRY (~380 км). 
    • Адана — Искендерун (Трасса О-53): 5 TRY (~85 км).

    Полезно:  на сайте Управления платных дорог Турции всегда можно посмотреть актуальные карты платных дорог и тарифы.  

    1

    Босфорский мост великолепен несмотря на трафик и пробки. Вьезжаем из Азиатской в Европейскую часть Стамбула.

    Личный опыт: чтобы быстро добраться из Стамбула в Измир нам пришлось воспользоваться платной трассой О-5, а также дорогущим мостом Осман Гази. Можно было бы отказаться от использования моста и поехать к дешевой паромной переправе, но тогда на дорогу потратили бы уйму времени, а так мы проехали около 500 км. до Измира буквально за 4,5 часа.

    Помимо платных дорог, есть платные мосты и тоннели через Босфор в Стамбуле и парочка других платных тоннелей . Приведу стоимость проезда по ним для обычных легковых машин первого класса:

    • Первый Босфорский мост (оплата только при движении в Азиатскую часть Стамбула, является частью трассы О-1):  11 TRY.
    • Мост Султана Мехмеда Фатиха (оплата только при движении в Азиатскую часть Стамбула, является частью трассы О-2):  9 TRY.
    • Мост Султана Селима (третий Босфорский мост, является частью трассы О-6): 22 TRY.
    • Мост Осман Гази (пересекает Мраморное море и входит в ТОП-5 самых протяженных подвесных мостов мира, является частью трассы О-5): 118 TRY если ехать в сторону Измира и 156 TRY если ехать в сторону Стамбула.
    • Автомобильный тоннель Евразия (тоннель в воде, проложен под Босфором):  36  TRY. Авто с прицепами и мотоциклам нельзя.
    • Тоннель печек на трассе Стамбул-Фетхие: 10 TRY.

    Личный опыт: всего на оплату проезда по платным трассам, а также на возможные штрафы за превышение скорости с нас взяли 60 € с депозита.

    1

    Один из тоннелей на пути в Трабзон.

    На этом у меня всё, в статье по максимуму попыталась рассказать про все тонкости и нюансы проката машин в Турции, а также поделилась личным опытом. Теперь вы знаете как самостоятельно арендовать автомобиль в Турции и что для этого нужно. Так что не бойтесь и дерзайте! Если статья понравилась и была полезна, делитесь ей в социальных сетях, а также подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить выход  новых полезных статей.

    Комфортных и интересных вам поездок по Турции  

    С уважением, Маргарита

    Возможно вам будет интересно:

    Смотрим, когда лететь в Турцию выгоднее

    и читаем→ Как сэкономить на авиабилетах: ТОП-18 отличных способов

    Как мы готовимся к поездке

    Как мы готовимся к поездке

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *