Хойан – это город велосипедов, здесь это самый удобный вид транспорта. С помощью велосипеда предпочитают передвигаться как местные, так и туристы. Арендовать велик можно в любом отеле города, во многих отелях велосипеды предоставляются даже бесплатно.В нашем хоумстее Heritage Homestay такой услуги не было, и поэтому мы арендовали в ближайшей прокатной конторе два велосипеда на 3 дня за 6$ (около 350 рублей), то есть по 1$ за велосипед в сутки. Аренда великов находилась у нас прямо в соседнем здании, так что на поиск проката мы не затратили много времени. Изначально, цена проката одного велика была 2$ в сутки, но мы сторговались до 1$. Вообще, стоить отметить, что 1$ — средняя цена по городу, дороже брать не стоит, дешевле 1$ мы не стали искать. Таким образом, за 1$ мы получили обычные прогулочные велики с корзинкой, конечно, не первой свежести, но этого вполне достаточно, чтобы поколесить по городу и его окрестностям, скоростные новомодные велосипеды здесь ни к чему.
Когда Старый город Хойана исхожен вдоль и поперек, самое время пересесть на двухколесного друга и начать прогулку по окрестностям города. На велосипеде осматривать окрестности города безумно приятно.
Многие турагентства города предлагают велосипедные туры по близлежащим окрестностям Хойана. Есть так же куча комбинированных экскурсий. Сначала, мы конечно зашли в пару местных турагентств и взяли все эти красочные буклеты с описанием экскурсий. Скажу, что цены весьма не дешевые, могут начинаться от 20$ и доходить чуть ли не до 100$. Кроме того, все уличные агентства предлагают экскурсии только на английском языке. На русском языке найти экскурсию на месте тут невозможно, единственный вариант — это договориться с кем-то, предварительно списавшись в интернете. Но цена, я думаю, будет дороже.
Скажу сразу, никакие экскурсии мы не покупали, решено было осматривать все самостоятельно. Посмотрев все экскурсионные брошюрки, мы наметили для себя пару интересных мест. Итак, расскажу вам, куда можно съездить на велосипеде и что посмотреть.
Вообще, в Хойане очень популярны так называемые эко-туры по традиционным деревням Хойана, все это может комбинироваться с гастрономическими турами и мастер-классами по приготовлению еды. В окрестностях Хойана можно посетить следующие интересные деревушки:
-
- Гончарная деревня Тхань Ха (ThanhHa Pottery).
Эта деревня имеет долгую историю и традиции: изготавливаемая здесь по специальным технологиям керамика отличается отличным качеством. Во время экскурсии по деревне можно познакомиться с секретами гончарного мастерства и даже смастерить что-нибудь собственными руками. Здешняя керамика очень легкая и оригинальная.
- Деревня плотников и столяров КимБонг (KimBong Carpentry).
Местные столяры и плотники этой деревни известны тем, что когда-то участвовали в оформлении города Хюэ — исторического города, в паре часов езды от Хойана.
- Шелковая деревня ЛангЛуа (LangLua silk village).
Открыта для посещения деревня была лишь в 2012 году. Стоимость самостоятельного посещения 100 000 донгов на человека (около 280 рублей). Экскурсия стоит около 400 000 донгов (около 1 100 рублей). В деревне можно прогуляться по трехсотлетнему шелковичному парку и посмотреть на процесс производства шелка. По сути, деревня является больше туристическим аттракционом.
- Деревня ремесленников на острове Кам Ким (СamKim).
Это Вьетнамская деревня в чистом виде. Жители деревни занимаются кораблестроением, изготавливают рисовую бумагу, лапшу, циновки и т.д.
- Фермерская деревня ТраКе (TraQue Vegetable Village).
- Деревня ремесленников на острове Кам Нам (CamNam Island).
Сразу скажу, что большинство из деревушек мы не посещали, поскольку конкретного плана по осмотру достопримечательностей у нас не было, а организованные эко-туры мы решили не покупать. Кроме того, как пишут в интернете, деревни типа гончарной и шелковой носят все-таки туристическую направленность, а нам хотелось погрузиться в реальный нетуристический быт местных жителей. Поэтому решено было просто ехать на велосипеде куда глаза глядят и сворачивать на все понравившиеся нам тропинки и дорожки, поколесить по рисовым полям и по улочкам, где находятся дома местных жителей.
Катаясь на велосипеде, мы набрели на фермерскую деревушку ТраКе (TraQueVillage). Деревня находится примерно в минутах в 25-30 езды на велосипеде от старого города Хойана по пути на пляж AnBang. Эта деревня известна тем, что здесь выращивают много овощей и специй.
По сути, это деревушка чем-то напоминает наши дачи, но только эти дачи более яркие, более колоритные. Вообще местность здесь очень живописная. У каждого дома здесь имеется свой небольшой огородик с аккуратно расположенными грядочками, пестрящими разной зеленью.
В эту деревню очень часто с экскурсиями привозят западных туристов. Туристу здесь предложат мастер-классы по приготовлению еды, познакомят с искусством приготовления местных блюд и секретами выращивания растений. Здесь можно даже поработать на поле, вспахать грядочку, полить корнеплоды.
Организованные экскурсии стоит на порядок дороже, так что рекомендую вам посетить эту деревню самостоятельно. Поскольку дача в нашей повседневной жизни занимает далеко не последнее место, то перспектива платить денежку за возможность побатрачить на чужих вьетнамских огородах нам показалась не самой удачной, и мы решили двигаться дальше.
Катаясь по рисовым полям, испытываешь огромное удовольствие, взору открываются потрясающие виды истинной вьетнамской природы и неподдельного вьетнамского быта. Здесь начинаешь чувствовать истинное единение с природой.
На проселочных дорогах можно увидеть, как пасутся бычки и буйволы, как плавают уточки, и все это происходит прямо вокруг тебя. Кстати говоря, бычки здесь совсем не страшные, они здесь расслабленные и ленивые. Ты стоишь прямо перед бычком, а он продолжает заниматься своими делами, не обращая на тебя ни малейшего внимания.
Здесь можно увидеть как местные жители, на своих деревянных лодочках плавают по притокам рек и проверяют свои сети. Ты нагло стоишь и фотографируешь их, а они, наверняка уже привыкшие к такому повышенному вниманию, продолжают невозмутимо заниматься своим рутинным делом.
Вообще, очень интересно наблюдать за тем, как устроен быт местных жителей. Нас удивило, что притоки рек будто бы поделены на специальные сектора между соседями с помощью небольших насыпей. Когда смотришь на все это, то складывается впечатление, будто это небольшие естественные бассейны, и в каждом таком бассейне установлено хитрое приспособление. Приспособление представляет собой что-то наподобие жерди с вращающимися лопастями. Значение этого устройства для хозяйства мы так до конца и не поняли, но чем то оно напоминает устройство для накачки или очищения воды. В общем, это осталось для нас загадкой.
Далее на наших любимых великах мы решили отправиться на прогулку по деревушке, расположенной на острове Кам Нам (CamNam). Деревня находится на противоположном от старого города берегу реки Тхубон. Для того, чтобы попасть в деревню, надо проехать по одноименному мосту CamNam. Мост расположен недалеко от старого города.
Славится эта деревушка тем, что именно здесь производится бОльшая часть всех продаваемых в Хойане сувениров, а цены значительно ниже. Многие туристы останавливаются в отелях этой деревни и уже оттуда совершают прогулки до старого города Хойана.
На острове CamNam в основном живут местные, и, гуляя по улочкам города, можно наблюдать за повседневным бытом вьетнамцев. Вообще, это более дешевое, спокойное и тихое место. Здесь уже гораздо меньше байков и гораздо больше велосипедистов.
Катаясь по острову, мы увидели местных школьников. Видимо, у них как раз заканчивались уроки, и они всей гурьбой вываливались из здания школы. Те, кто постарше, садились на свои велосипеды и ехали по домам, а за младшенькими на байках приезжали родители. Все детки одеты в красивую школьную форму, белый верх, темный низ, галстучки, в общем, приятно смотреть. К слову сказать, детки очень приветливые, улыбаются тебе, здороваются с тобой, смеются. Да и сами местные жители очень милые люди. Покатавшись пару часиков по острову, мы вернулись к старому городу.
Подытоживая, могу с уверенность заявить, если вы любитель велопрогулок, нетронутой природы и нетуристических троп, тогда вы получите огромное удовольствие от катания по окрестностям Хойана.
Когда мы смотрели экскурсионные брошюрки, то увидели, что туристам в Хойане предлагается очень интересное развлечение — покататься на традиционных вьетнамских круглых рыбацких лодках. Проспект гласил, что во время экскурсии можно будет увидеть какие-то очень фотогеничные пешеходные мостики через реку. Примерно понимая, где все это можно найти, мы решили отправиться туда самостоятельно на велосипеде. Поскольку точного названия и адреса мы не знали, то кружили по дорогам в поисках каких либо указателей или табличек, но быстро поняв всю бесперспективность таких поисков, мы обратились за помощью к местным жителям, показывая им картинки этой лодки и мостика с рекламных проспектов. Одна местная женщина — хозяйка придорожной кафешки, выявила желание нас проводить. Хоть она и не говорила по-английски, но мы поняли, что ехать до пункта назначения оставалось не так и долго. Эта милая женщина бодро оседлала свой байк и показала, что мы должны следовать за ней. Нам ничего не оставалось, как покорно последовать за ней. Ехала она очень медленно, специально, чтобы мы на своих прогулочных велосипедах могли за ней угнаться, постоянно оглядывалась на нас и улыбалась.
Минут через 15-20 мы увидели кучу экскурсионных автобусов, толпы людей и поняли, что приехали в нужное место. Мы объехали все эти автобусы и толпу и направились в дальний конец улочки, чуть ли не к самому последнему дому. Мы заехали в сад этого дома, где она показала нам жестом парковать наши велосипеды. Тут вышла другая женщина –хозяйка дома, они о чем-то бегло поговорили, и наша проводница начала поспешно собираться, оставив нас на попечение своей знакомой. Денег наша проводница с нас не просила и никакого материального интереса в ее глазах не читалось, но мы решили ее немного отблагодарить и протянули 30 000 донгов (около 80 рублей). Наша проводница поблагодарила нас, улыбнулась, а после, вновь оседлав свой байк, умчалась обратно.
Вообще, изначально нашей целью было увидеть тот необычный мостик. Необычность его заключалось в том, что его описывали как самый узкий пешеходный мостик. На лодках мы не особо планировали кататься, поэтому начали диалог с хозяйкой дома относительно цены такого развлечения. К нашему сожалению, женщина не владела английским языком, и диалог никак не налаживался, мы не понимали ее, а она нас. На нашу удачу, в наш разговор вступил один очень приятный мужчина. Мужчину звали Ву Анн, сам он родом тоже из Вьетнама, а точнее из Ханоя, а сюда приехал в отпуск с женой. На хорошем английском языке он все объяснил нам.
Оказалось, стоимость катания на лодке – 300 000 донгов за лодку (около 850 рублей). В этом месте было несколько точек, где можно покататься (то есть домов местных жителей, которые предлагают эти услуги). Как объяснил мужчина, в начале улице, где было большое скопление людей – там организованные группы и помимо катания на лодках, в их экскурсию входит еще кулинарный класс в одном из домов местных жителей. А в доме, куда приехали мы, только катание на лодочках.
Цена, конечно, нас не порадовала, но торговаться мы не стали и согласились. Нас и пару наших новоиспеченных вьетнамских знакомых повели к реке, торжественно вручили нам спасательные жилеты, и мы начали загружаться в лодочки. С вьетнамцами поехала женщина-хозяйка дома, а нас начал усаживать в лодку вьетнамский дедок. Как сказал Ву Анн, это отец этой женщины и ему уже 77 лет.
Традиционная вьетнамская лодка по форме была похожа на половину кокоса, сложилось ощущение, будто плывешь в какой-то миске.
Кстати, на пляже Хойана мы потом тоже видели такие рыбацкие лодки, но использовались они тут уже по назначению, для ловли рыбы, а не катания туристов.
Вся прогулка на лодке длилась около часа. В это время мы плавали по каналам реки посреди густой растительности, делали остановки на фотографии. Наш дедок во время остановок плел нам украшения из травы, сначала он сплел нам два колечка, а потом сплел мне ожерелье. К слову сказать, это у него получалось очень профессионально.
Сразу за нами плыли наши вьетнамские друзья, мы фотографировали их, они фотографировали нас, мы общались и смеялись.
Как оказалось, Ву Анн является директором одной телекоммуникационной компании в Ханое. В процессе катания на лодке вдруг выяснилось, что он понимает русский язык и даже может на нем изъясняться. Как рассказал Ву Анн, в свое время он около 10 лет жил и учился в Москве в Московском университете связи, а после обучения он вернулся обратно во Вьетнам. Спутница Ву Анна английским языком не владела, но, тем не менее, все время смеялась, улыбалась, то и дело норовила со мной сфотографироваться при первой возможности.
Когда мы выплыли на более широкий участок реки, то увидели целую кучу таких же лодок. Особенно нас поразило скопление лодок с шумными корейскими туристами. Видимо, их привезли сюда на экскурсию, поскольку их было очень много, и в каждой такой лодочке сидело человека по четыре. Их гид изо всех сил развлекал всю эту шумную банду. Кстати, веселились они, конечно же, под ритмы песни «Gangnam style». Далее, для корейцев началось мини представление, состояло оно в следующем: гид начинал управлять лодкой таким образом, что складывалось ощущение, что лодка танцует нижний брейк. Он кружил и раскачивал эту «половину кокоса» во все стороны как юлу. В общем, за всем этим было очень интересно наблюдать со стороны.
Тем временем, наша «кокосовая» прогулка подошла к концу, и мы вернулись на берег. Вновь оказавшись в саду дома, мы сели за столик, выпили по стаканчику воды, съели какой-то непонятный фрукт и еще немного поболтали с ВуАнном. Как оказалось, Ву Анн остановился в Дананге, а сюда приехал на один день со знакомым, и скоро должен отправляться обратно. Мы еще раз сфотографировались, обменялись электронными почтами и, попрощавшись, поехали каждый своей дорогой.
Время близилось к вечеру, а мы все еще не теряли попытку отыскать тот самый заветный мостик. Местные жители сказали, что тут есть другой похожий мостик, а тот, который хотим увидеть мы, сейчас разрушен. Правда это или нет, я не знаю, но нам ничего не оставалось, как пойти и смотреть другой мостик. Мостик оказался вполне живописным, он был весь увешан
разноцветными ленточками.
Чуть поодаль мы увидели еще один интересный мостик.
Еще немного побродив в этом районе, мы начали путь домой. Поскольку темнеет во Вьетнаме рано (уже к 6 вечера темень), то возвращаться в темноте по дороге нам не хотелось. Тем более, наши велики не были оборудованы ни звонками, ни светоотражателями.
Вернувшись к старому городу, мы оставили в хоумстее наши велики и пошли наслаждаться вечерним Хойаном. Сразу скажу, что вечером, на велосипеде, по улочкам старого города ездить очень трудно, поскольку тут толпы людей, и в это время суток, здесь приятнее гулять пешком.